Сергий Яценко, протоиерей, председатель Отдела религиозного образования Шахтинской епархии:

- Людей с ограниченными возможностями редко встретишь на улицах города: например, особенно тех, кто не может без посторонней помощи свободно передвигаться на коляске в городском пространстве. Поэтому инвалиды вынуждены существовать в своем особом мире, который, как правило, заканчивается на пороге их собственного дома. Мы, возможно, живем с ними рядом в одном доме, но стараемся не думать «о неприятном». Не думать о том, что беда может прийти к любому из нас.

Никто не застрахован от инвалидности. А душа есть у каждого человека, и она вне зависимости от физических данных чувствует боль одиночества и радость теплого общения. Думаю, было бы очень хорошо, если бы каждый здоровый человек научил детей-инвалидов тому, чем овладел сам, поделился бы с ним теплом общения; взглянул бы на него, как на полноценную личность, без жалости и страха. Человек так устроен – ему необходимо чувствовать себя нужным, желанным в мире, в обществе. Слава Богу, что есть на свете немало людей, знающих о семьях, воспитывающих особенных детей и проявляющих свою любовь не на словах, а на деле.

Примером может служить дом для детей — реабилитационный центр «Добродея». Здесь ребята и их родители знакомятся с основами православной культуры, принимают участие в паломнических поездках, экскурсиях, проживают в теплой, дружественной обстановке. С особенной радостью ребята занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства, начиная от первых навыков, достигают высоких результатов мастерства.

Потенциальные возможности всех детей различны. Ребенок, которого воспитывают с любовью и пониманием, растет здоровой и цельной личностью. Дети с различными типами физической инвалидности могут развить в себе здоровые качества личности, если взрослые помогут им своим отношением: они должны обращаться с детьми-инвалидами как с нормальными во всех других отношениях, не заостряя внимание на их ограниченности, и поощрять их как можно больше участвовать в домашних делах, в играх и общаться с физически здоровыми детьми.

Семья — первое окружение ребенка — определяет его будущее отношение к людям, вещам и жизни в целом, заботу и внимание. Семья — это тот пункт, из которого дети отправляются в свое успешное или безуспешное путешествие в большой взрослый мир. По отношению к своим детям родители должны проявлять себя отзывчивыми, добрыми людьми. Своей любовью, поддержкой и советом, а также личным примером они создают у ребенка ощущение спокойствия и уверенности в себе, что необходимо для созревания психологически крепкой личности. Родители не должны материальными подарками детям подменять духовную связь с ними. Дети должны научиться любить своих братьев и сестер, своих родных и близких, и жить с ними в мире. Это легче удается, если у них хорошие отношения с родителями. На примере дружбы братьев и сестер формируются будущие отношения с другими детьми. Старшие братья и сестры могут служить образцом для младших.

Дети должны чувствовать единство семьи, преданность членов семьи друг другу.

Принимая своих «особенных» детей такими, какие они есть, проявляя к ним искренность, родители поддерживают их эмоционально. Дети чувствуют единство семьи, преданность членов семьи друг другу. Разумное руководство со стороны родителей формирует у ребенка мнение, что он способная, ценная и самостоятельная личность. Именно на такой самооценке и базируется поведение ребенка в дальнейшем.

Социальное, эмоциональное и моральное развитие ребенка зависит от того социального окружения, в котором он растет и получает свое воспитание и родители должны помнить об этом.

Позвольте, сердечно пожелать всем читающим эти строки, содержать в себе настоящую душу — христианку, отзывчивую и любящую, и ни когда не забывать о тех, кто рядом.

МаксимТищенко, 13 лет, Семикаракорский район, х. Золотаревка:

- Наша семья небольшая, в ней всего три человека. Я не помню ни одного случая, чтобы родители ссорились или разговаривали друг с другом грубо. Все возникающие в семье проблемы решаются спокойно.

Если я огорчаю родителей: проявил лень в подготовке уроков, не выполнил своевременно задание, со мной разговаривают, убеждают. Мне становится стыдно, когда я их огорчаю. Думаю, вырасту, я тоже буду так же воспитывать своих детей, хорошо понимая, что поведение детей зависит от отношения к ним родителей, от их взаимоотношений друг с другом, другими людьми.

С 7 лет родители рассказывали о заповедях – правилах поведения людей. В нашем доме есть уголок, где сосредоточены иконы. Находясь в этом месте, перед иконами, у меня возникает ощущение защиты нашей семьи. Я часто своими словами обращаюсь к Богу, Матери Божьей, прошу помочь мне и защитить родителей от неприятностей, о мире на земле. Мой дом – это наш храм, а мое тело – храм моей души. Мы стараемся содержать их «в чистоте».

Вредные привычки наносят вред душе, я это хорошо понимаю. Мне хочется пожелать всем мира и добра.